Основная образовательная программа основного общего образования (далее – Про-грамма) МБОУ «Центр образования с. Алькатваама» (далее – Учреждение) разработана на основе ФГОС ООО, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287, и Федеральной образовательной программой основного общего образования (далее ФОП ООО) от 16.11.2022 г № 993 с учетом (потребностей социально-экономического развития Чукотского автономного округа, этно-культурных особенностей населения).
Содержание Программы представлено учебно-методической документацией, определяющей единые для Российской Федерации базовые объем и содержание образования уровня основного общего образования, планируемые результаты освоения образовательной программы.
Структура Программы включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору из перечня, предлагаемого школой.
Программа является основным документом, регламентирующим образовательный процесс на уровне ООО в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
1.1.1. Цели и задачи реализации программы ООО
Цели реализации Программы:
- организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных про-грамм и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Задачи:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному само-определению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности
Программа учитывает психолого-педагогические особенности и образовательные потребности обучающихся, что способствует созданию комфортных условий организации образовательного процесса без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося, включая одаренных обучающихся и обучающихся с ОВЗ (при наличии).
Программа учитывает Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения.
Структура Программы соответствует требованиям ФГОС ООО и включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет цели, принципы и механизмы реализации Программы. В разделе приведены планируемые результаты освоения обучающимися Программы (личностные, метапредметные, предметные), а также раскрыта система их оценки.
Содержательный раздел включает:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности),
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся,
- рабочую программу воспитания,
- программу коррекционной работы (разрабатывается при наличии с ОВЗ).
Основой разработки рабочих программ являются программа формирования УУД у обучающихся и рабочая программа воспитания.
Программа формирования УУД у обучающихся раскрывает взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, модулей в содержатель-ном разделе во избежание излишней объемности Программы не приведено.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает анализ воспитательного процесса; цель и задачи воспитания обучающихся; виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики школы, интересов субъектов воспитания, тематики модулей; систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.
Организационный раздел характеризует условия организации образовательной деятельно-сти, содержит учебный план, план внеурочной деятельно-сти, календарный учебный график, план воспитательной работы. В разделе дана характеристика условий, имеющихся для реализации Программы.
Программа является основой для разработки и реализации индивидуальных учебных планов обучающихся.
Программа может быть реализована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.